ВЕПССКИЙ ТУМАН (ČOMA RÖUN)

Изображение пользователя Павел Конаков.
Ширина 100 со ссылкой:

Ширина 800:


Закрыть

За этот год мы с друзьями предприняли 2 поездки на северо-запад нашей прекрасной России. Первая была в Карелию в апреле, а вторая - в Ленинградскую область в июне.Идея покорить края болот, лесов, озёр, увидеть ширь Ладоги и Онеги, наблюдать белые ночи и многочисленные туманы возникла у меня. Но с детства также увлекаюсь и этнографией. Поэтому наибольший интерес вызывала возможность увидеть большие и малые сёла с огромными двух-трёх этажными избами, выстроенными из вековых брёвен, берега, покрытые необычным малиновым камнем - кварцитом, высоких людей со светлыми волосами и голубыми глазами, отведать местной кухни - олуди (домашнего пива) и калиток (пирожком с рыбой). Решено. Мы едем в гости к коренному населению тех райских мест , древнему гостеприимному народу - вепсам.

Для начала - немного об истории, обрядах и обычаях, (прочтите, ибо весь мой отчёт посвящён этому маленькому но полюбившемуся народу)

Ведь в сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение культуры собственной. Бережно ее сохранять могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к вепсам.

Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Наиболее родственны по языку и культуре карелам, финнам и эстонцам. Впервые о них как о самостоятельном народе vasina упоминает в VI в. н. э. готский хронист Иордан.

К концу 1 тысячелетия нашей эры предки вепсов из Восточной Прибалтики продвигаются на юго-восток по рекам Ояти, Свири и Паше. К этому времени племя становится одним из самых могущественных в регионе.

Заметную роль играет "весь" в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры вепсов. В русских летописях "весь" упоминается в связи с событиями 859 и 862 годов, временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г. н.э.) в "Повести временных лет" встречается одно из последних упоминаний этнонима "весь".

Вместе с варягами, чудью, словенами, мерью и кривичами весь принимала участие в походе князя Олега, покорившего Смоленск и Любеч и занявшего киевский престол.

В дальнейшем "весь" упоминается под собирательным названием "чудь", очевидно, потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом "весь" - "село".

В XI в. о веси сообщает Адам Бременский в "Дееписании гамбургских епископов", а в 1220 году - Саксон Грамматик в "Датской истории".

С XII в. история вепсов прочно связана сначала с Новгородом, а затем с Русским централизованным государством, что сыграло решающую роль в этнокультурном развитии вепсской народности.

В восточном Обонежье и Заволочье вепсы были ассимилированы славянами, но население Межозерья и юго-западного Прионежья сумело сохранить свой язык, материальную и духовную культуру.

К концу XV в. вепсы начинают осваивать юго-западное побережье Онежского озера.

Вепсские поселения Шокша (Šokš) и Шелтозеро (Šoutjдrv') впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия (1453 г.).

С конца XVIII в. на жизнь прионежских вепсов влияет развитие казенной металлургической промышленности в Карелии. Почтовый тракт Петрозаводск-Петербург, проживание вепсов на берегу Онежского озера, входящего в Мариинскую водную систему, способствовало развитию культурных связей с центром.

В XIX в. у прионежских вепсов распространяются отхожие промыслы. Мужчины уходят на заработки в Эстляндию, Лифляндию, Финляндию, по найму выполняют сельскохозяйственные работы, плотничают, кладут печи. Но особенно славились вепсские каменотесы.

Летопись Шелтозерско-Бережного прихода за 1876 год отмечает, что жители "преимущественно занимаются и снискивают для себя пропитание занятием каменотесным и ходят в Петербург, Кронштадт, на Шведские острова, где теснут камень, полируют, работают при крепостях, доках, на заводах и фабриках".

С середины XIX века начинает разрабатываться месторождение знаменитого "шокшинского порфира". Во владениях Брусненского монастыря добывается "синий камень" - песчаник для изготовления жерновов, точил, тротуарных плит. Брусненское месторождение долгое время называют "золотой горкой". А для продажи изделий из шокшинского малинового кварцита в Петербурге открывается специальный магазин.

Вепсский язык подразделяется на три диалектико-территориальные группы: северных вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. В настоящее время численность этой народности катастрофически упала, вепсов осталось всего восемь тысяч. Расселены они между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Не имея единой административной и компактной этнической территории, вепсы живут чересполосно с русским населением.
Четверть века назад у энтузиаста-краеведа Р.П.Лонина появилась идея создания Вепсского историко-этнографического музея в селе Шелтозеро. Благодаря его усилиям стали комплектоваться первые коллекции уникальных предметов вепсской истории, культуры и быта. У музея не было помещений для хранения фондов, не велась научная обработка экспонатов, не было их анализа и реставрации. Но зато имелось огромное желание показать собранное богатство. Это и привело к созданию первой вепсской выставки в Шелтозере, которая стала заметным явлением в музейной практике Карелии.


Спонсоры туризма, пожалуйста, поддержите наши проекты или расскажите о Ваших достойных товарах на 4туриста.ру.
У нас есть плодотворный опыт взаимодействия со спонсорами. Обращайтесь на админ@4туриста.ру.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.4turista.ru обязательна! Copyright © 4turista.ru 2007-2017. Все права защищены.