10-12.02.17 - Переславль-Залесский и окрестности

Изображение пользователя Shel.
Ширина 100 со ссылкой:

Ширина 800:


Закрыть

10-12.02.17 - Переславль-Залесский и окрестности

Пятница.

Давно мы никуда не выбирались, и тут Саня предложил поездку в Переславль-Залесский, тем более он там уже снял небольшой домик. Тут у меня как по заказу нарисовалось аж 3 выходных и мы решили ехать. Выезжали в пятницу, я ехал с дачи от Коломны, Ксюха ехала с МСК на электричке до Орехово-Зуево, там я ее встретил и мы поехали в Переславль. Машин было мало и к 22 часам мы были уже в гостиничном комплексе "Лесная сказка", Заселившись в домик, дождались Саню (передали ключи), а сами поехали в ночной Переславль, уж очень мне хотелось поснимать ночные фото.

Сначала посмотрели Церковь Симеона Столпника (1771г.)

Цитата:
Церковь расположена в центре города на углу Ростовской (Семеновской) и Кошелевской улиц. Построенная в характере провинциального барокко, с шатровой колокольней, своим декоративным убранством она особо привлекает внимание. Храм двухэтажный – в первом этаже устроен теплый зимний храм, на втором этаже – летняя церковь. Рядом одноэтажная сторожка, соединенная с церковью аркой ворот. Упоминания о существовании в Переславле одноименной деревянной церкви встречаются уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах за 1628 год отмечено: «церковь Семиона Столпника… дани три алтына с деньгою, десятильничьих гривна». По писцовым книгам за 1635 год за этой церковь значилось «два двора поповых, два двора дьяконов и в приходе 23 двора посадских, сена церковнаго 5 копен». По переписным книгам 1703 года священником церкви был Иван Тимофеев, «а сена по реке Трубежу Федоровской мельницей копен с 5, причетников и пашенной земли нет». В 1724 году в Переславле погибли в пожаре «многия Св. церкви и множество дворов и торговые ряды все без остатку», тогда же сгорела и церковь Симеона Столпника. Из прошения, поданного в синодальный казенный приказ священником этой церкви Сергием Стефановым, видно, что когда-то она «построена была обещанием блаженныя памяти царя Федора Алексеевича», и что вся церковная утварь сохранилась от пожара. С 1771 года с разрешения епископа Переславского Геннадия, на средства прихожан на том же месте построили новую каменную церковь Симеона Столпника. В ее приходе по клировым ведомостям значилось около 150 человек. В первое десятилетие после Октября 1917 года церковь Симеона Столпника разделила судьбу многочисленных православных храмов Советской России. Голод в Поволжье и Крыму в результате засухи стал поводом к тому, что в феврале 1922 года государство потребовалао сдачи церковных ценностей. На деньги, вырученные от продажи, правительство намеревалось снабжать продовольствием голодающих. Созданной в Переславле комиссии по изъятию церковных ценностей пришлось считаться с местным населением, которое с самого начала очень отрицательно отнеслось к изъятию вообще. В Симеоновской церкви комиссия отобрала 12 серебряных предметов – оклады от двух евангелий, кресты XVIII века, дарохранительницу 1788 года, кадило, ризы с икон и потиры. Эти предметы предполагалось отправить в уездный финансовый отдел. Директор музея М.И.Смирнов имел на руках мандаты от Главмузея и от зав.Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса И.Н.Троцкой, давшие ему право отбирать и оставлять все исторические и художественные предметы в музее. В данном случае комиссия была бессильна, и половина ценностей сохранилась в музее.
Сегодня они являются памятниками искусства и старины.

Цитата:
В начале 1929 года духовенство объявили политическим противником ВКПб, выполняющим задания для контрнаступления на мероприятия Советской власти. Чуть позднее в средствах массовой информации появились статьи на антирелигиозную тему. Из них следовало, что весеннее-летние церковные праздники срывают сельскохозяйственные работы, а колокольный звон мешает слушать радио. Переславль-Залесское Отделение связи в июле 1929 года вынесло на заседание президиума Горсовета ходатайство о принятии срочных мер к закрытию церкви Симеона Столпника, как мещающей колокольным звоном работе Отделения. Для установления «факта мешаемости» создали комиссию под руководством наальника городской милиции. После проверки комиссия постановила «воспретить производить звон на колокольне Симеоновской церкви, как мешающей работе телеграфа». Через год в Переславле стали снимать и отправлять в Рудметалторг монастырские колокола. Немного позднее та же участь постигла и другие церкви. При снятии колоколов с колокольни церкви Симеона Столпника в западном и северном оконных проемах в нижней части с обеих сторон была выломана чать стены. В начале 1930-х гг. в храме разобрали иконостасы как поздние, XIX века. Повсеместно происходили разрушения, и сотрудники музея поспешили вывезти из Симеоновской церкви в музей деревянную резную скульптуру. К этому времени церковь уже была закрыта. Когда решался вопрос о ее дальнейшей судьбе, комиссия во главе с представителем комитета по охране исторических памятников при Президиуме ВЦИК А. Голосовым установила, что памятник имеет сходство с Московской Сухаревской башнй и представляет собой архитектурный интерес. Некоторое время Переславская Симеоновская церковь значилась в списке памятников в Комитете при ВЦИК. В первой половине 1930-х гг в ней размещался клуб строителей. Затем храм сдавался в аренду Переславскому торгу: верх – под красный уголок, них – под склад товаров. Позднее в этом здании был устроен Народный театр, который существовал там и в 1980-е гг. В 1992 году церковь Симеона Столпника вновь стала действующей. Вновь с ее колокольни в центре города слышен звон колоколов. На фоне многих других разрушенный в 1930-гг в Переславле храмов – Сергиевской, Духовской,Варваринской и др., Симеоновской церкви повезло – ее не взорвали. И по сей день она является украшением города.

Потом прокатились в Церковь Сорока мучеников Севастийских (1755г.) в Рыбацкой слободе.

Цитата:
Излюбленный уголок для живописцев в Переславле – место впадения реки Трубеж в озеро, где на речной глади отражается стоящий на берегу красивый храм. Церковь Сорока Святых была построена во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства на средства московских купцов Щелягиных. Некоторые исследователи предполагаю, что нижний этаж более раннего происхождения. Но особо привлекает вниманием декоративным убранством верхняя часть церкви. С незапамятных времен на этом месте стояло два деревянных храма – «Церковь Святых Четыредесять Мученик на Посаде» (упоминается в 1628 году) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с 1652 года). В приходе второй церкви значилось 82 двора. В 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, построили новый каменный храм с приделом Рождества Богородицы. В приходе церкви состояло около 200 человек. В начале ХХ века в храме появились росписи, выполненные переславским мещанином В.П.Шеманаевым. После революционных событий храм взял в свое ведение приходской совет. Летом 1919 года в церкви случился пожар, и особенно пострадала настенная живопись из-за копоти ее невозможно было рассмотреть. Службы в храме продолжались, когда 1922 году ВЦИК издал указ об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Власти опасались препятствий со стороны священства и верующих. Митрополит Сергий был вынужден обратиться к православной пастве Владимирской епархии, куда входил Переславль с воззванием: «…И покорностью благой воли Божией спокойно подчинимся необходимости расстаться с любезными нам благолепием наших храмов, чтоб хоть этим покрыть вопиющую нужду… Без золота и серебра храмы наши останутся храмами, а святые иконы – святыми иконами». Прибывший в апреле 1922 года в Сорокосвятскую церковь комиссию по изъятию церковных ценностей встретил священник Леонид Гиляревский, церковный староста П.Федосеев и несколько человек верующих. Ознакомившись с описью, комиссия удостоверилась, что в храме имелось только два комплекта богослужебного имущества для двух имеющихся в церкви престолов, и ничего лишнего. Тогда комиссия обратила свое внимание на серебряное кадило. Староста и верующие попросили оставить его, так как единственное, кроме того, имевшееся в церкви медное кадило давно пришло в негодность. Комиссия удовлетворила просьбу верующих. Следующий выбор пал на Евангелие XVII века в серебряном окладе. Впоследствии этот предмет все же не переплавили и не продали за границу. Лишь благодаря непреклонности директора Переславского музея М.И.Смирнова предмет, как и многие другие ценности, остался в музейной коллекции. Подлинный патриот и знаток своего края, сын священника, этот человек не избежал судьбы многих выступающих в столь сложное время в защиту памятников истории и архитектуры – в январе 1930 года по ложному навету М.И.Смирнов был арестован и на 3 года сослан в Туруханский край. Свои научные изыскания он продолжил в Сергиевом Посаде. В 1930-е годы приход Сорокасвятской церкви был довольно большим – более 150 человек. Несмотря на это в конце 1930-х гг. храм закрыли, и долгое время там располагались спасательная станция и слесарные мастерские. Несколько удаленное от центра города, интересное архитектурное сооружение сохранилось до наших дней. Службы в церкви возобновились лишь в 1996 году.

Потом перебрались к историческому центру Переславля.

Церковь Петра, митрополита Московского (1584г.)

Цитата:
Церковь находиться в историческом центре Переславля в 250 метрах к юго-востоку от древнего Спасо-Преображенского Собора. Этот храм – красивейшее архитектурное сооружение города. В плане крестообразная, церковь имеет подклетный этаж; ее отличительная особенность – отсутствие выступающих апсид. Стройный граненый шатер храма с трех сторон окружает открытая двухэтажная галерея-гульбище. По преданию, одноименная деревянная церковь здесь была построена в конце XIV – начале XV века на месте, где в 1310 году состоялся суд над Митрополитом Петром, обвиненном тверскими князьями в торговле священническими должностями. На Переславском соборе благодаря великим Московским князьям митрополит был оправдан. Полагают, что деревянную церковь построили после вскрытия святых мощей Митрополита (1360 год) на средства великого Дмитрия Донского в благодарность за духовную помощь Святителя Петра укрепляющийся Москве. Церковь Петра митрополита была отстроена в камне (из кирпича с дубовыми связями) в 1584 году на средства Грозного. Столь недешевое строение в период экономического кризиса, видимо. Было связано с искуплением царского греха после трагической гибели царевича Ивана. В патриарших окладных книгах Петроитрополитская церковь упомянута в первый раз в 1654 году, тогда она платила дани «…2 алтына, заезда гривну». До 1781 года она состояла «на жалованьи государства». Примечательно, что подвалы храма являлись хранилищем боеприпасов для переславского гарнизона и тюрьмой для государственных преступников. В конце XVIII века в подклете здания была устроена теплая церковь. В XIX веке вместо старой звонницы к церкви пристроили колокольню. Приход этой церкви в это время составлял более трехсот человек. В конце XIX столетия церковь реставрировали под руководством известного исследователя древнерусской архитектуры академика В.Суслова. В 1940 году церковь Петра Митрополита еще находилась в ведении общества верующих. Через несколько лет ее закрыли и использовали как склад. В 1950-1960-х гг. Ярославская научно-реставрационная мастерская восстановила древнюю форму кровли и первоначальные формы оконных проемов, частично укрепила кладку стен и вскрыла под толстым слоем штукатурки древние арки. Церковь Митрополита Петра сохранилась до настоящего времени как памятник государственного значения . Этот великолепный храм является одним из последних памятников, завершающих «классический» период в развитии древнерусского зодчества. В настоящее время церковь передана Русской православной церкви.

Собор Преображения Господня (1152г.)

Цитата:
На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: «…Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно…» Предполагают,что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли. Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Декоративная отделка его скупа – типичный для середины XII века выполненный в византийской традиции крестово-купольный четырехстолпный храм. Его изучением занимались многие специалисты по русской архитектуре – В.В.Суслов, Н.Н.Воронин, А.Г.Чиняков, И.Б.Пуришев и другие. Согласно исследованиям. Стены собора выложены из приготовленных из белого известняка двух рядов каменных блоков. Пустота между ними заполнена щебнем и строительным мусором и залита специальным известковым раствором, придающим стенам храма особую прочность. Ширина стен – 1 м 30 см., высота сооружения – 34 м. Фасады собора расчленены ступенчатыми лопатками главными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы, (в древности глава была шлемовидная). Единственной украшение храма – орнаментальные пояски верхней части барабана и апсид. Ранее к собору примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры. Снаружи Спасо-Преображенский собор кажется приземистым, а внутри – высоким. Это частично объясняется его пропорциями, гладью стен, прорезанных нешироки дверными проемами, и раструбами расширяющихся внутрь узких окон. Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. Обнаружили майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, украшали хоры. Примечательно, что хоры собора устроены таким образом, что находящимся наверху не видны вошедшие в храм, зато оттуда открывается вид на алтарь. Изначально собор был наполнен богослужебной утварью – ценнейшими образцами древнерусского искусства – произведениями ювелирного искусства и шиться, замечательными книгами и иконами. Но за длительную историю легендарного прошлого Переславля большинство ценностей уничтожили многочисленные разорения и пожары. До наших дней сохранился серебряный потир XII века, по преданию подаренный Спасо-Преображенскому собору Юием Долгоруким. Этот редкий памятник декоративно-прикладного искусства в 1920-е годы был увезен в Оружейную палату Кремля. В главном переславском соборе также находилась икона «Преображение» XV века, приписываемая кисти знаменитого византийского художника Феофана Грека. Сегодня она находится в Третьяковской галерее и является лучшим православным религиозными произведением на тему Преображения Иисуса. Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Эти росписи на сюжет Страшного суда и Богоматерь на престоле обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н.А.Артлебен. Снятые со стен во время реставрации собора в 1890-х гг., древние фрески при неизвестных обстоятельствах навсегда исчезли. Единственный сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находиться в Историческом музее Москвы. По преданию на Красной площади Переславля стоял княжеский терем – деревянный дворец в 2-3 этажами, соединенный с хорами храма протяженной галереей. Считается, что именно здесь, у стен собора, рождались и получали крещение в Спасе многие переславские князья, в том числе и знаменитый русский полководец Александр Невский (год рождения – 1220). В XIII-XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь захоронили Дмитрия Александровича и Ивана Дмитриевича (1294-1302). При раскопках в 1939 году под руководством Н.Н.Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича. В XIХ веке вместо ветхого иконостаса в соборе установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле и винтовую металлическую лестницу, ведущую на хоры. Стены храма украсили модной по тем временам росписью. Сложившийся интерьер отвечал представлениям о церковном благолепии того времени, но не создавал стилистического единства. Набор икон (в основном XVIII века) был типичен: образы Спасителя, Скорбящей Божьей матери, Николая Чудотворца, 5 икон апостолов и евангелистов, 9 – праздничных и др. Упраздненный после Октября 1917 года, уникальный памятник «государственного значения», Спасо-Преображенский собор долгое время находился в весьма плачевном состоянии, так как не было специальных средств для его поддержания. Каждую весну храм подвергался усиленной сырости – покрывался лужами пол, мокли и давали трещины древние стены, разрушались иконы. В связи с этим были вывезены в Переславский музей как памятники истории и искусства наиболее ценные иконы и другие предметы, в том числе деревянная дарохранительца, серебряная звездница и ковш XVII века. Во второй половине ХХ века в соборе во время реставрации укрепили расшатавшиеся каменные блоки и счистили росписи XIX века, оставив храм внутри таким же белым, каким он был при Юрии Долгоруком.

Церковь Александра Невского (1740г.) [Левая] и Собор Иконы Божией Матери Владимирская (1740г.) [Правая]

Цитата:
Владимирский собор и церковь Александра Невского были построены в 1740-х годах на средства переславского купца Ф. Угрюмова и располагались на территории Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине 18 века, в связи с упразднением Переславской епархии, небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обратили в обычные приходские церкви.

В начале ХХ века после капитального ремонта просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Церковь Александра Невского и Владимирский собор были наполнены богослужебной утварью - серебряными потирами, дарохранительницами, иконами 16-18 вв. и пр. При них стояла колокольня в виде высокой круглой башни с хорошим набором колоколов, слышимых далеко за пределами города.

В 1920-е годы Владимирский собор и церковь Александра Невского находились в ведении религиозного общества, ядро которого составляли 19 человек. В ноябре 1925 года, минуя сторожа, в собор проникли воры. В числе похищенных ценностей оказались серебряные оклады и украшенные камнями венцы с икон Печерской Божьей матери и Спаса Нерукотворного 17 в., дарохранительница 18 в.

В 1929 г. церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала.

Позднее в алтаре церкви Александра Невского был устроен хлебный магазин. В остальной части храма размещался гараж Леспромхоза, и там имелись два колодца для ремонта автомобилей. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись 19 века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна. В 1936 году для осмотра состояния и использования "исторического памятника Городских соборов - Александра Невского и Владимирского" прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом 12 века, а также с церковью Петра Митрополита 16 века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены.

Начиная с 1990-х г.г., в храмах вновь возобновилось Богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после Октября 1917 года православная гимназия. О том же, что рядом с Красной площадью в Переславле когда-то располагался монастырь, нам напоминает лишь оставшийся фрагмент монастырской стены со сторожкой. А фундамент церковной колокольни оказался под расширенным полотном Ярославского шоссе.

Хотел еще поснимать Никольский Переславский женский монастырь (1350г.), но не смог найти удачное место. Везде провода, заборы, дома =(

Т.к. время уже было позднее, мы поехали обратно в коттедж.

Проехать мимо просто не мог)
Урочище Собилово. Часовня Феодора Стратилата "Крест".

Цитата:
на московской трассе в нескольких километрах от Переславля, стоит Федоровская часовня. Точная дата основания часовни неизвестна. Датируется 1557 годом. По преданию, была поставлена на месте рождения сына Ивана Грозного - Федора, последнего из династии Рюриковичей. Можно предположить, что вначале часовня была деревянная, а затем в середине XVII века заменена на кирпичную. В конце прошлого века сильно обветшавшую часовню обмерил архитектор В.В.Суслов. Было принято решение разобрать часовню и выстроить по обмерным чертежам заново. В том, что часовня сооружена недавно - в 1889 году - можно убедиться, увидев цементный раствор и профилированные металлические детали. В прошлом, в центре часовни стоял деревянный крест, отчего она и получила свое второе название - часовня “Крест”.
Часовня изначально была красивая, из красного кирпича. Даже известный фотограф начала прошлого века Прокудин-Горский в 1909 году остановил на ней свой взгляд и запечатлел ее для потомков на своем цветном фото красавицей. И стояла она красная все время, как многие церкви в Ярославле и Костроме, а какой-то невежа ее испортил побелкой.

С. М. Прокудин-Горский. Фото 1911 год.

Когда приехали в коттедж, вся компания уже была в сборе. Немного посидели, до 3 часов ночи, выпили, поболтали, а потом разошлись спать. Завтра решили покататься по окрестностям Переславля.

Комментарии

Изображение пользователя ОльгаК.

Класс!!

А мы 11-го были в Мышкине, по соседству))

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Спонсоры туризма, пожалуйста, поддержите наши проекты или расскажите о Ваших достойных товарах на 4туриста.ру.
У нас есть плодотворный опыт взаимодействия со спонсорами. Обращайтесь на админ@4туриста.ру.
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.4turista.ru обязательна! Copyright © 4turista.ru 2007-2017. Все права защищены.